Что такое опасный производственный объект: фз 116, перечень объектов в 2020 году

Опасные производственные объекты (ОПО) – перечень производств, на которых осуществляется переработка, получение, использование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ. Список таких предприятий регламентирован государственными нормами.

Что такое опасный производственный объект: ФЗ 116, перечень объектов в 2020 году

К опасным объектам относятся элементы, на территории которых:

  • образуются расплавы и сплавы металлического сырья;
  • осуществляется производственная деятельность;
  • происходит применение, хранение и переработка вредных веществ;
  • наблюдается их транспортировка и утилизация;
  • эксплуатируется оборудование, работающее при температуре в 115 градусов и выше;
  • используются фуникулеры, эскалаторы, канатные пути;
  • ведутся горные работы.

Также это всевозможные сооружения гидротехнического назначения, представленные плотинами, зданиями гидроэлектростанций, водозаборными установками. К ним относятся каналы, туннели, станции выкачивания воды, устройства для защиты от наводнений, дамбы. Сюда же можно отнести автозаправочные станции, эскалаторные, лифтовые установки.

Виды опасных производственных объектов

К опасным производственным принято относить объекты, которые образуются и используются, а также подлежат переработке и хранению, транспортировке и утилизации:

  1. Вещества повышенной воспламеняемости, преимущественно газы, которые кипят при температурном режиме от 20 градусов по Цельсию.
  2. Окисляющие элементы, которые поддерживают процесс горения, воспламенения, а также окислительно-восстановительные реакции.
  3. Горючие жидкости, газы, пылевые частицы, возгорающиеся в самостоятельном порядке или при действии источника зажигания.
  4. Взрывчатые элементы, которые горят быстро и самостоятельно.
  5. Токсичные вещества, приводящие живые организмы к гибели.
  6. Элементы повышенной токсичности, которые приводят живые организмы к гибели.
  7. Вещества, опасные для окружающей среды.

К этой категории имеет непосредственное отношение оборудование, которое функционирует при давлении от 0,07 МПа и температурном режиме от 115 градусов по Цельсию. В этой же категории присутствуют объекты, которые установлены стационарно — это эскалаторы, механизмы грузоподъемного назначения.

Объекты, имеющие непосредственное отношение к категории опасных производственных, подвергаются максимально строгому контролю со стороны государственных структур.

Ведь именно данные предприятия являются максимально опасными для природы и людей. В связи с этим к лицам, которые ими обладают, предъявляется набор максимально строгих требований.

Их нарушение влечет за собой применение серьезных санкций в виде штрафов, конфискации ресурсов, приостановления деятельности.

В качестве основного регламента по данному вопросу выступает Федеральный закон №116 от 21 июля 1997 года. Первое приложение к нему регулирует исчерпывающий перечень ОПО, который включает в себя 6 групп. В соответствии с ним объекты подразделены на следующие типы:

  1. Производства, предполагающие формирование, хранение, обработку, транспортировку, ликвидацию (уничтожение) опасных объектов.
  2. Промышленные предприятия, использующие в рамках своего рабочего процесса механизмы и единицы оборудования, работающие в условиях высокого давления (от 0,07 МПа).
  3. Производства, использующие стационарные объекты, служащие для перемещения грузов.
  4. Цеха, обрабатывающие и транспортирующие расплавленный металл при условиях производственной мощности, равной от 500 кг.
  5. Фирмы, ориентированные на проведение работ в горах.
  6. Компании, занимающиеся изготовлением сельскохозяйственных сырьевых ресурсов.

При всем этом на практике нередко используются производства, обладающие определенными признаками опасных объектов. Они, согласно нормам действующего законодательства, не имеют отношения к категории ОПО.

Владелец предприятия, который желает понять, принадлежит ли его хозяйствующий субъект данной категории, должен ознакомиться с Приказом Федеральной службы по экологическому, атомному и технологическому надзору №389 от 25.04.2006. В этом документе прописаны конкретные названия опасных веществ, а также указаны их базовые характеристики.

ОПО и обеспечение промышленной безопасности — ниже на видео.

Порядок страхования

Необходимость в проведении страхования ОПО появилась после возникновения нескольких крупных аварий, в ходе которых третьи лица столкнулись с серьезным ущербом, как и окружающая среда. Например, в 1984 году такая авария произошла в Индии, вследствие чего погибло 3000 человек сразу же и 15 000 человек в последующие годы.

В связи с этим было внедрено обязательное страхование ответственности предприятий, которые являются источниками повышенной опасности.

На территории Российской Федерации до 31 декабря 2011 года действовали прежние нормы ФЗ №116, а также ФЗ №117 «О безопасности гидротехнических установок». С начала 2012 года стал действовать ФЗ №225 «Об обязательном страховании…».

В этой законодательной норме определены базовые условия страховой деятельности в отношении опасных объектов. Установление страховых сумм по закону происходит за причинение ущерба вследствие аварийной ситуации, исходя из характера ОПО.

Если в организации предусмотрена обязательная процедура разработки декларации по промышленной безопасности, используется специальная шкала, исходя из максимально возможного числа потерпевших лиц.

Если опасность угрожает 3000 человек и более, сумма страхования составляет 6,5 миллиардов рублей. Если есть риск угрозы для 10 людей и менее, страховая величина равна 10 миллионов рублей.

Если декларация не составляется, сумма страхования определяется в соответствии со следующими условиями:

  • опасные объекты нефтеперерабатывающей промышленности – 50 млн. руб.;
  • сети газового снабжения и потребления – 25 млн. рублей;
  • иные группы ОПО – 10 млн. рублей.

Размерный показатель тарифной ставки при этом находится в диапазоне от 0,05 до 4,94%. Если вести речь о рынке страхования данных объектов, лицензионные разрешения присутствовали у организаций в количестве 64 штук.

В настоящее время можно выделить ТОП-10 страховых компаний по объему премий:

  • СОГАЗ (17% рынка);
  • РОСГОССТРАХ с аналогичной долей на рынке;
  • ВСК – 11%;
  • ИНГОССТРАХ – 8%;
  • Альфа Страхование – 6%;
  • Гарантия РЕСО – 4%;
  • Согласие – 4%;
  • Альянс, МСК, ЭНЕРГОГАРАНТ – по 3% доли на рынке.

Что такое опасный производственный объект: ФЗ 116, перечень объектов в 2020 году

Порядок регистрации

Под регистрацией принято понимать процесс, в рамках которого происходит постановка на учет и внесение данных в реестр Ростехнадзора. Делается это только в отношении ОПО, которые имеют признаки, относящиеся к ФЗ №116. Государственная пошлина не уплачивается, а само свидетельство выдается в течение 30 дней. Конкретный срок действия у него отсутствует.

Если изменения в состав ОПО были внесены, а новый опасный объект был введен в эксплуатацию, необходимо пройти процедуру, которая называется перерегистрацией. Это позволит сделать данные актуальными. До этого момента инспектор Ростехнадзора вправе выписать предписание о том, что нарушения были устранены.

Документация на регистрацию ОПО подается в специализированный компетентный орган. Порядок их подачи регулируется административным регламентом. Подача документов производится исключительно в территориальную службу по месту, где зарегистрировано юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Если у фирмы, ОПО которой подлежат регистрации, имеются обособленно работающие подразделения или отдельные филиалы, подача документации осуществляется в любом случае.

Делается это на территории регистрации головной организации, поскольку ИНН у нее имеет то же значение.

Получить соответствующее свидетельство допустимо в той же территориальной структуре, в которую производилась подача документов.

Таким образом, опасные производственные объекты представлены внушительным перечнем. Это объекты, на территории которых образуются опасные отходы, несущие угрозу окружающей среде. Они должны быть обязательно застрахованы и зарегистрированы в порядке, установленном на законодательном уровне.

Основы промышленной безопасности представлены ниже на видео.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://ZnayBiz.ru/ecology/prombezopasnost/opasnye-proizvodstvennye-obekty.html

Заполняем сведения ОПО — МТК Эксперт

Что такое опасный производственный объект: ФЗ 116, перечень объектов в 2020 годуАвтор: Вексельберг Андрей Сергеевич Эксперт-консультант по промышленной безопасности (903) 796-16-94

expert@mtk-exp.ru

 

Приказ Ростехнадзора от 08 апреля 2019 № 140 утвердил новый административный регламент по регистрации ОПО. Документ вступил в силу 30 августа 2019 года.

В новом регламенте изменилась форма Сведений, характеризующих ОПО – см. Приложение №2 к Приказу РТН №140. Документ состоит из 9 разделов (отличаются от прежней версии). Прокомментируем каждый и, где нужно, дадим пример заполнения. Раздел включает семь пунктов. Рассмотрим п. 1.1 «Полное наименование ОПО» и п. 1.2 «Типовое наименование (именной код объекта)». Полное и типовое наименования ОПО могут различаться:

Полное наименование ОПО Типовое наименование (именной код объекта)
Сеть газопотребления ООО «РОСТ» Сеть газопотребления (название организации или ее отдельной территории)
Площадка участка организации Площадка цеха (участка) организации
Площадка мостового крана Площадка (название типа) крана
Участок транспортный Участок транспортный, гараж

  Типовое наименование (именной код объекта) нужно искать в первом столбце таблицы из Приложения №1 к приказу РТН от 25.11.2016 № 495.

1.1. Полное наименование ОПО Сеть газопотребления ООО «РОСТ»
1.2. Типовое наименование (именной код объекта) в соответствии с приложением N 1 к Требованиям к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 г. N 495 (далее — Требования) Сеть газопотребления (название организации или ее отдельной территории)

  В п. 1.3 указываем «цифровое обозначение раздела (подраздела) отраслевой принадлежности (вида деятельности), присвоенное объекту при идентификации…» – код отраслевой принадлежности ОПО. Это цифра перед названием раздела/подраздела в таблице из Приложения №1 к Приказу РТН от 25.11.2016 № 495:

  • 11. Опасные производственные объекты газоснабжения.
  • 15. Опасные производственные объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры.
  • 2.2. Опасные производственные объекты добычи и обогащения рудного сырья черных металлов.
  • 13.1.2. Производства стали и проката.

В пунктах 1.4 и 1.5 указываем:

  • полный адрес ОПО согласно документам о владении – выписке из ЕГРН и Госкадастра недвижимости, включая ориентиры (напр., вблизи трассы М6 и т.д.);
  • код ОКТМО (зависит от региона размещения ОПО), который можно найти на сайте ФНС России.

Обратите внимание: при регистрации ОПО, на которых применяют мобильные технические устройства (напр., передвижные котельные установки, самоходные ГПМ), в качестве места нахождения указываем юридический адрес заявителя. В п. 1.6 указываем (пропечатываем) дату ввода ОПО в эксплуатацию (пуска в работу). Дату берем из:

  • оформленного акта ввода в эксплуатацию (для объектов капитального строительства);
  • оформленного акта (решения) о пуске в работу (для сосудов и ГПМ);
  • записи о пуске в работу в паспорте технического устройства (для сосудов и ГПМ).
1.6 Дата ввода объекта в эксплуатацию (при наличии) 29.07.2019

  Пункт 1.7 заполняем, если заявитель не является собственником ОПО. То есть объект взят:

  • в аренду;
  • в оперативное управление;
  • в хозяйственное ведение.

Обратите внимание: договор на техническую эксплуатацию (обслуживание и ремонт) не дает право владения ОПО и право регистрировать объект в реестре Ростехнадзора.

1.7. Собственник ОПО (указывается в случае, если заявитель не является собственником ОПО)
1.7.1. Полное наименование юридического лица, организационно-правовая форма или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя Собственник технических устройств (кранов, сосудов и т.д.) / здания / земельного участка  Акционерное общество «Светлый путь»
1.7.2. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) 5270002358

В разделе выбираем признак (признаки) опасности, которые соответствуют типу вашего ОПО, и ставим «V» в поле справа. Примеры признаков опасности в зависимости от типа ОПО:

Читайте также:  Как оформить субсидию на коммунальные услуги жкх через интернет: документы в 2020 году
Тип ОПО Числовое обозначение признака опасности
Сеть газопотребления 2.1, 2.2 (если есть котлы, подлежащие учету в РТН)
ОПО с ПС (площадка мостового крана, участок производства фасадных работ, участок транспортный и т.д.) 2.3
ОПО с оборудованием, работающим под давлением (участок трубопроводов теплосети, площадка участка организации и т.д.) 2.2
АГЗС (станция газозаправочная (автомобильная) и т.д.) 2.1, 2.2
Склад бестарного хранения муки и т.д. 2.6

  Информацию о признаках опасности можно найти во втором столбце таблицы из Приложения №1 к приказу РТН от 25.11.2016 № 495. Классы опасности ОПО – см. Приложение №2 к ФЗ №116 (можно определить уже на стадии проектирования). Выбираем нужный класс и ставим «V» в правом поле.

  • Обращаемся к Приложению №2 к ФЗ №116.
  • Ищем в пунктах с 1 по 9 ваш тип ОПО.
  • Ставим «V» справа от подходящего пункта.

Примеры:

  • для сети газопотребления – п. 4.4.
  • для ОПО с ПС – п. 4.6.
  • для ОПО с сосудами под давлением – п. 4.5 и т.д.

Пункт 4.11 отмечаем, только если есть факторы, предусмотренные п. 11 Приложения № 2 к ФЗ №116. Ставим «V» справа от вида деятельности, на который нужно получить лицензию для эксплуатации ОПО. Например, для сети газопотребления (ОПО III класса опасности) отмечаем п. 5.1. А для ОПО, на которых ведутся горные работы, могут быть отмечены все три пункта (в зависимости от типа и класса опасности). Раздел заполняем так же, как в прежней версии Сведений (эта форма не изменилась).

Скачайте примеры заполнения раздела 6 сведений, характеризующих ОПО:

1. Сеть газопотребления.

2. Площадка участка организации (оборудование под давлением).

3. Участок транспортный (ОПО с ПС).

Раздел 7. Количество опасных веществ на ОПО в тоннах, находящихся на расстоянии менее 500 метров на других ОПО заявителя или иной организации по видам

Раздел заполняем, когда в радиусе 500 метров от вашего ОПО есть объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества любого вида (не важно, ваши это ОПО или других организаций). Указываем вид (тип) опасного вещества согласно таблицам 1 и 2 Приложения №2 к ФЗ №116 и количество в тоннах по каждому виду. Наличие других ОПО с опасными веществами в радиусе 500 метров может повысить класс опасности вашего объекта. Правило работает таким образом:

1) Согласно примечанию 3 к таблицам из приложения № 2 к ФЗ №116: в случае, если расстояние между опасными производственными объектами составляет менее чем пятьсот метров, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями, учитывается суммарное количество опасных веществ одного вида.

2) Раз количество опасного вещества суммируется, то и класс опасности определяем по общему (суммарному) количеству. Например, у вас склад ГСМ (горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах), в котором хранятся 32 000 т опасного вещества. Рядом в 300 метрах стоит склад ГСМ другой организации, на котором 22 000 т опасного вещества. Кол-во опасного вещества суммируется (54 000 т). Таким образом, вместо 3 класса у обоих ОПО будет 2 класс опасности согласно таблице 2 из приложения № 2 к ФЗ №116. 3) Если опасные вещества разных видов, класс опасности не изменится (например, на другом складе химия, токсичные вещества, например, удобрения). Однако эти вещества нужно указать в разделе 7. 4) Класс опасности меняется только у объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества (то есть признак опасности 2.1). 5) Правило не касается сетей газопотребления, потому что у них класс опасности зависит от давления газа (см. п. 4 приложения № 2 к ФЗ №116). Пример заполнения:

8.1. Полное наименование заявителя Общество с ограниченной ответственностью «Кран-сервис»
8.2. Адрес места нахождения (места жительства) юридического лица (индивидуального предпринимателя) 603034, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, проспект Ленина, д. 35
8.3. Должность руководителя Генеральный директор
8.4. Фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя Гордеев Виктор Семенович
8.5. Подпись руководителя Собственноручная подпись руководителя
8.6. Дата подписания руководителем Дату можно прописать «от руки». Например, 17.09.2019
Место печати (при наличии)

Раздел заполняет ваше территориальное управление Ростехнадзора.  

Источник: https://mtk-exp.ru/zapolnyaem_svedeniya_opo/

116 ФЗ о промышленной безопасности опасных производственных объектов

Что такое опасный производственный объект: ФЗ 116, перечень объектов в 2020 году

Добыча и переработка многих ресурсов зачастую связана с риском для жизни. Для обеспечения сохранности на опасных промышленных объектах был принят Федеральный закон о безопасности, который классифицирует опасные производственные объекты и предписывает правила безопасности и нормы их соблюдения.

Суть ФЗ 116

Федеральный закон № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” был принят Государственной Думой в третьем чтении 20 июня 1997 года, подписан президентом и вступил в силу 21 июля 1997 года.

ФЗ 116 регулирует нормы безопасного использования опасных промышленных объектов с точки зрения экономических, социальных и правовых основ.

Положения данного закона направлены на предупреждение аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией небезопасных производственных предприятий и установок, а также для подготовки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к использованию этих объектов и ликвидации предполагаемых аварий.

Предписания закона распространяются на все виды предприятий, независимо от их формы организации и вида собственности, которые работают в области промышленной безопасности опасных объектов производства, находящихся как на территории Российской Федерации, так и на землях, находящихся под её юрисдикцией.

Действующая редакция закона с изменениями

ФЗ 116 о промышленной безопасности опасных производственных объектов в связи с изменениями промышленных технологий неоднократно редактировался со времени вступления в силу.

Статья 3, регулирующая требования к промышленной безопасности, была изменена 07 марта 2017 года, в пункте 4.

В новой редакции, положение предусматривает возможность отступления от установленных требований промышленной безопасности, если для работы на объекте данное постановление не обеспечивает должной надёжности.

В таком случае, лицо, занимающееся подготовкой проектной документации, вправе установить новые требования безопасности, приведя основания для их принятия и зарегистрировав необходимые документы в государственном ведомстве, в компетенции которого находится регистрация в госреестре мер предосторожности на предприятиях.

Также читайте: ФЗ 116 в последней редакции. Подробнее тут: 

Статья 4, устанавливающая правовое регулирование в сфере промышленной безопасности, была изменена 02.07.2013 приказом 186-ФЗ в пункте 3. В изменённом виде пункт статьи предусматривает, к каким областям применяются федеральные правила и нормы надёжности:

  • к работам в сфере индустриальной безопасности, включительно к работникам опасных производственных объектов и экспертам по безопасности в этой области;
  • к надёжности проведения технологических процедур и поведению персонала при аварийных ситуациях;
  • к обоснованию принятых норм безопасности на производстве, связанном с риском.

Статья 6, регулирующая деятельность в области промышленной безопасности, была изменена 01.07.2011, Федеральным законом № 169-ФЗ. В редакции был добавлен пункт 2, предусматривающий следующие 2 положения:

  • Лица, которые предоставляют лицензию на использование опасных промышленных объектов, обязаны иметь документы, которые подтверждают, что опасные объекты, устройства, оборудование и здания можно вводить в эксплуатацию. Для этого проводится соответствующая экспертиза и составляется соответствующая декларация безопасности, предусматривающая правила использования объекта.
  • Лицензирующий орган, выдающий лицам разрешения на использование промышленных объектов, связанных с риском для жизни, не имеет права требовать у заявителей на лицензию документы об экспертизе оборудования, если такие бумаги находятся в подведомственных ему органах. Лицензирующий орган самостоятельно направляет запрос на необходимые ему дополнительные документы, если их не предоставляет искатель лицензии добровольно. У заявителя можно требовать только пакет документов, предусмотренный Федеральным законом № 210-ФЗ от 27.07.2010.

Статья 7

Источник: https://lawlinks.ru/fz-116-o-promyshlennoj-bezopasnosti/

Сводный обзор изменений законодательства по промышленной безопасности в 2019 году

В 2019 году Правительство Российской Федерации и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору существенно обновили нормативную базу по промышленной безопасности.

Уже в 2020 году нас ожидают:

  • новая версия Федерального закона о промышленной безопасности;
  • новый порядок обучения и аттестации в сфере промышленной безопасности;
  • регуляторная «гильотина» и продолжение реформы контрольно-надзорной деятельности;
  • новый этап внедрения системы дистанционного контроля за ОПО (система дистанционного контроля промышленный безопасности) и другие изменения.

Приказ Ростехнадзора «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов»

от 8 апреля 2019 года № 140

Начало действия документа: 30.08.2019

Изменили форму заявления на регистрацию опасных производственных объектов (далее — ОПО), на внесение изменений в реестр ОПО, на исключение ОПО из реестра (приложение № 1 к приказу).

Изменили форму сведений, характеризующих ОПО (приложение № 2 к приказу).

Для регистрации ОПО, проектная документация которых разработана до вступления в силу постановления Правительства РФ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» от 16 февраля 2008 года № 87, не содержит подраздела «Технологические решения», разрешили подавать документы с аналогичным объемом информации, например пояснительную записку к проекту (п. 20 данного приказа).

Уточнили пакет документов на внесение изменений в реестр ОПО (п. 23 данного приказа) и исключение ОПО из реестра (п. 24 данного приказа).

Утратил силу приказ Ростехнадзора «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» от 25 ноября 2016 г. № 494 (приказ Ростехнадзора от 8 апреля 2019 года № 139).

Постановление Правительства Российской Федерации «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности ГТС, безопасности в сфере электроэнергетики»

от 25 октября 2019 года № 1365 

Начало действия документа: 06.11.2019

Определили категории работников, которые обязаны не реже 1 раза в 5 лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности:

  • работники, ответственные за осуществление производственного контроля на ОПО;
  • члены аттестационных комиссий в организациях, осуществляющих деятельность в области промбезопасности (виды работ — п. 1 ст. 6 Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997года № 116-ФЗ, далее — Закон № 116-ФЗ );
  • специалисты, которые осуществляют авторский надзор в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации ОПО;
  • работники, которые осуществляют строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте ОПО.

Обязали работников, ответственных за осуществление производственного контроля на ОПО, не реже одного раза в 5 лет получать дополнительное профобразование в области промышленной безопасности (изменился п. 9 Правил организации и осуществления производственного контроля, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 года № 263).

Читайте также:  Заочное решение суда в 2020 году: образец заявления на отмену заочного решения

Определили категории работников, которые проходят первичную, периодическую и внеочередную аттестацию (см. п. 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики , утвержденного данным документом, далее — Положения об аттестации ).

Определили категории работников, которые проходят аттестацию в территориальных аттестационных комиссиях Ростехнадзора (п. 5 Положения об аттестации, утверженного Постановлением № 1365).

Определили случаи для внеочередной аттестации (п. 7 Положения об аттестации).

Установили, что для прохождения аттестации по промышленной безопасности нужно вместе с заявлением подать в Ростехнадзор (п. 13 Положения об аттестации): копии документов о квалификации по результатам дополнительного профобразования в области промышленной безопасности (для работников, которые обязаны обучаться 1 раз в 5 лет, п. 1 Постановления № 1365 и ст. 14.1 Закона № 116-ФЗ).

Установили, что аттестационные комиссии, эксплуатирующих организаций проводят аттестацию с помощью Единого портала тестирования — gosnadzor.ru/eptb или eptb.umkrtn.ru (п. 20 Положения об аттестации).

Приказ Ростехнадзора «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности»

от 8 апреля 2019 года № 141

Начало действия документа: 28.10.2019

Установили, что госуслугу может оказывать любое территориальное управление Ростехнадзора, независимо от места нахождения ОПО и места нахождения (юридического адреса) заявителя (п. 11 и п. 48 данного приказа).

Расширили понятие «заявитель» — им может быть заказчик ЭПБ, осуществляющий деятельность в области промышленной безопасности. Ранее заявителями были заказчики экспертизы промышленной безопасности, осуществляющие эксплуатацию ОПО (п.

4 приказа Ростехнадзора  «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности» от 23 июня 2014 года № 260, который утратил силу, далее — Приказ № 260).

К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся (п. 1 ст. 6 Закона № 116-ФЗ):

  • проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт ОПО;
  • эксплуатация ОПО;
  • техническое перевооружение, консервация и ликвидация ОПО;
  • изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств для ОПО;
  • проведение экспертизы промышленной безопасности.

Отменили необходимость подавать заключение ЭПБ в бумажном виде. Документ предоставляют в электронном виде (формат PDF) на диске или USB-флеш-накопителе (см. п. 19 данного приказа).

Обновили формы заявлений:

  • на внесение (регистрацию) заключения ЭПБ в реестр (приложение № 1 к данному приказу);
  • на получение сведений из реестра заключений ЭПБ (приложение № 2 к данному приказу).

5. Утвердили форму заявления на исключение ЭПБ из реестра (приложение № 3 к данному приказу).

6. Утратил силу Приказ № 260.

Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке определения количественных значений показателей эффективности реализации государственной политики в области промышленной безопасности»

от 27 июня 2019 года № 822

Начало действия документа: 09.07.2019.

Утвердили показатели, от которых зависит эффективность госполитики в области промышленной безопасности (п. 2 данного постановления):

  • снижение количества аварий на ОПО;
  • снижение количества смертельных случаев в результате аварий на ОПО;
  • снижение количества лиц, травмированных в результате аварий на ОПО;
  • снижение административной нагрузки на организации, которые ведут деятельность в области промышленной безопасности.

Утвердили формулы расчета показателей эффективности.

Определили, что данные для расчета показателей собирают:

  • Ростехнадзор — опираясь на материалы технического расследования причин аварий на ОПО и акты о несчастных случаях на производстве;
  • АНО «Аналитический центр при Правительстве РФ» (для показателя «снижение административной нагрузки») через анкетирование организаций, которые ведут деятельность в сфере промышленной безопасности.

Приказ Ростехнадзора «О внесении изменения в Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2011 г. № 480»

от 11 октября 2019 года № 394

Начало действия документа: 23.11.2019

Генеральную прокуратуру Российской Федерации исключили из состава комиссии по техническому расследованию обстоятельств и причин утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (изменился абзац второй п. 60 Приказа № 480).

Приказ Ростехнадзора «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности объектов сжиженного природного газа»

от 26 ноября 2018 года № 588

Начало действия документа: 26.03.2019

Утвердили требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности:

  • при проектировании, строительстве, реконструкции;
  • эксплуатации, техническом перевооружении, ремонте, консервации и ликвидации;
  • ОПО сжиженного природного газа (далее — СПГ), на которых осуществляются технологические процессы производства, хранения, приема/отгрузки, регазификации СПГ (п. 2–3 данного приказа).

Приказ Ростехнадзора «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности аммиачных холодильных установок и систем»

от 8 ноября 2018 года № 539

Начало действия документа: 25.07.2019.

Установили обязательные требования (п. 1 данного приказа), направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов и их последствий на аммиачных холодильных установках и системах, на которых используются, хранятся, транспортируются опасные вещества, в том числе:

  • токсичные, высокотоксичные и представляющие опасность для окружающей среды;
  • способные образовывать паро-, газо- и пылевоздушные взрывопожароопасные смеси.

Определили, что данные правила (п. 3), должны применяться:

  • при разработке технологических процессов, разработке документации, эксплуатации, реконструкции, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации ОПО систем холодоснабжения;
  • при монтаже, наладке, обслуживании, диагностировании, эксплуатации, ремонте и утилизации технических устройств, применяемых на ОПО систем холодоснабжения;
  • при проведении экспертизы промышленной безопасности для ОПО систем холодоснабжения.

Утратило силу постановление Федерального горного и промышленного надзора России «Об утверждении Правил безопасности аммиачных холодильных установок» от 9 июня 2003 года № 79.

Убедитесь, что вы подписаны на журнал и вся необходимая информация — под рукой!

Содержание номера Подписаться на журнал  ВСЕ СТАТЬИ

Источник: http://otpb.com.ru/articles/svodnyy-obzor-izmeneniy-zakonodatelstva-po-promyshlennoy-bezopasnosti-v-2019-godu?page=2

Проект нового федерального закона «О промышленной безопасности»

Проект нового федерального закона «О промышленной безопасности»

В скором времени наступит большое изменение законодательства в области промышленной безопасности на ОПО, — готовится проект нового Федерального закона «О промышленной безопасности» взамен «старенького» 116-ФЗ. На портале Правительства РФ можно не только ознакомиться с проектом, но и поучаствовать в его обсуждении.

Следуя тексту пояснительной записки, новый закон «О промышленной безопасности» будет направлен на реализацию так называемой «регуляторной гильотины», чтобы отсечь неактуальные и труднореализуемые (зачастую ненужные) на практике требования.

Сфера применения нового закона

Новый закон будет регулировать следующие сферы деятельности:

  • проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасных производственных объектов;
  • изготовление, применение, монтаж, наладка, обслуживание, ремонт, модернизация, замена и вывод из эксплуатации технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, а также передвижных технических устройств;
  • техническое освидетельствование и техническое диагностирование технических устройств, применяемых на ОПО, и передвижных технических устройств;
  • проведение экспертизы промышленной безопасности;
  • аудит системы управления промышленной безопасностью;
  • обследование технического состояния зданий и сооружений опасных производственных объектов;
  • применение взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • ведение маркшейдерских работ;
  • выполнение сварочных работ на опасных производственных объектах, при ремонте и обслуживании передвижных технических устройств.

Требования промышленной безопасности

Новый проект, так же, как и еще действующий в настоящее время 116-ФЗ регламентирует целый комплекс требований промышленной безопасности к эксплуатирующим организациям:

  • лицензирование отдельных видов деятельности;
  • регистрация и классификация ОПО;
  • общие требования промышленной безопасности, таких как, например, обеспечение укомплектованности штата работников ОПО, осуществление производственный контроль, обеспечение наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами, создание системы управления промышленной безопасностью и много другое;
  • требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта
  • требования промышленной безопасности к эксплуатации зданий и сооружений опасных производственных объектов;
  • требования к техническим устройствам;
  • требования по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
  • разработка декларации промышленной безопасности;
  • подготовка и аттестация работников в области промышленной безопасности;
  • специальные требования промышленной безопасности, такие как, например, требования промышленной безопасности к передвижным техническим устройствам, к применению взрывчатых материалов промышленного назначения, к ведению маркшейдерских работ, к проведению сварочных работ на опасных производственных объектах, при ремонте и обслуживании передвижных технических устройств;
  • аудит системы управления промышленной безопасностью;
  • проведение экспертизы промышленной безопасности;
  • техническое расследование причин аварии и многое другое.

В случае одобрения закона он вступит в силу с 1 января 2021 года. 

Источник: https://normativ.org/lib/promyishlennaya-bezopasnost/proekt-novogo-federalnogo-zakona-o-promyishlennoy-bezopasnosti/

Планируются изменения в 116-ФЗ: система непрерывного дистанционного контроля промышленной безопасности

Проект 04/13/03-18/00079210 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»».

Данный проект перешел на стадию «Текст» и находится в статусе «Идет обсуждение». Вы можете ознакомиться с размещенным проектом перейдя по ссылке: http://regulation.gov.ru/projects#npa=79210

Согласно проекту система дистанционного контроля промышленной безопасности будет представлять собой комплекс программных и программно-аппаратных средств, а также специализированных технических средств, обеспечивающих непрерывное получение, обработку и передачу в режиме реального времени информации о значениях параметров технологических процессов и процессов обеспечения функционирования опасного производственного объекта, определяющих его безопасность, о состоянии систем противоаварийной защиты и их срабатывании, состоянии технических устройств, а также о регистрации аварий и инцидентов на опасном производственном объекте. При этом объектом дистанционного контроля будет являться опасный производственный объект, оснащенный системой дистанционного контроля промышленной безопасности.

Предлагается установить, что системами дистанционного контроля промышленной безопасности с 1 января 2020 года будут оснащаться опасные производственные объекты I и II классов опасности. По решению эксплуатирующих организаций системами дистанционного контроля могут оснащаться опасные производственные объекты III и IV классов опасности.

При этом эксплуатирующим организациям предлагается предоставить право оснастить опасные производственные объекты системами дистанционного контроля промышленной безопасности и обеспечить передачу в автоматическом режиме информации, обработанной системой дистанционного контроля промышленной безопасности на объекте дистанционного контроля, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности и ранее установленного срока.

Для организаций, внедривших систему дистанционного контроля промышленной безопасности, проектом предусмотрены положения, направленные на снижение административной нагрузки посредством:

  • отмены плановых проверок;
  • отмены обязанности по предоставлению сведений о производственном контроле;
  • введения возможности применения обоснования безопасности при внедрении системы дистанционного контроля промышленной безопасности.
Читайте также:  Как получить кадастровый паспорт на квартиру в росреестре онлайн: сколько стоит в 2020 году

Источник: https://tk-servis.ru/news/1521737999

Классификация опасных производственных объектов

  • В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» все опасные производственные объекты, в зависимости от степени опасности для жизни и здоровья людей и окружающей среды, делятся на 4 класса опасности ОПО:
  • I класс опасности — объекты чрезвычайно высокой опасности;
  • II класс  опасности  — объекты высокой опасности;
  • III класс опасности  — объекты средней опасности;

IV  класс  опасности  —  объекты низкой опасности.

Все ОПО (вне зависимости от класса опасности) подлежат обязательной регистрации в Государственном реестре опасных производственных объектов. При эксплуатации ОПО I, II, III классов опасности необходимо получать лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности.

  1. Параметры классификации ОПО приведены в 116-ФЗ (таблицы №1 и №2 Приложения №2).

Для объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные и высокотоксичные вещества, класс опасности определяется исходя из количества таких опасных веществ, которые единовременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте (таблицы №1 и №2 Приложения №2 №116-ФЗ от 21.07.1997 г.). Количество вещества, обращаемого на ОПО, берется из проектной документации, раздела «Технологические решения». Этот раздел проекта эксплуатирующая организация также обязана предоставить при регистрации ОПО в реестре опасных производственных объектов.   В случае, если ОПО находятся на расстоянии менее 500 метров друг от друга (даже если у них разные эксплуатирующие организации), количество веществ одного вида суммируется.

Для иных объектов класс опасности устанавливается в соответствии с признаками, указанными ниже:

Вид ОПО Класс опасности  Признаки опасности ОПО
Химически опасные объекты I — объекты хранения и уничтожения химического оружия, объекты спецхимии
Объекты добычи нефти и газа, включая бурение II — выброс продукции  с  содержанием  сернистого   водорода свыше 6% объема такой продукции
III  — выброс продукции  с  содержанием  сернистого   водорода 1-6% объема такой продукции
IV — выброс продукции  с  содержанием  сернистого   водорода менее 1%
Газораспределительные сети и сети газопотребления II — транспортировка природного газа под давлением свыше 1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 МПа;
III — для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно (с 1 сентября 2016 года)
Объекты котлонадзора ВАЖНО! В качестве ОПО регистрируются только те объекты, на которых применяется оборудование, подлежащее учету в Ростехнадзоре. III — для объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 МПа и более или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более;
IV -применение оборудования, работающего под давлением от 0,07 до 1,6 Мпа и температуре рабочей среды от 115 до 250 гр.С
Подъемные сооружения и механизмы III для подвесных канатных дорог
IV иные стационарные подъемные сооружения
Металлургия II используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава 10 тонн (10 000 кг) и более
III используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава от 0,5 тонн (500 кг) до 10 тонн (10 000 кг)
Объекты угольной и горнорудном промышленности I для шахт угольной промышленности, а также иных объектов ведения подземных горных работ на участках недр, где могут произойти: — взрывы газа и (или) пыли; — внезапные выбросы породы, газа и (или) пыли; — горные удары; — прорывы воды в подземные горные выработки
II — для объектов ведения подземных горных работ,не указанных в подпункте 1 настоящего пункта; — для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет 1 млн куб.м в год и более;  — для объектов переработки угля (горючих сланцев)
III — для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет от 100 тыс. до 1 млн. ку.м в год; – для объектов, на которых ведутся работы по обогащению полезных ископаемых, за исключением объектов переработки угля (горючих сланцев)
IV — для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет менее чем 100 тыс. куб.м в год
Объекты хранения и переработки растительного сырья III — для элеваторов, — для объектов мукомольного, крупяного и комбикормового производства
IV — иные объекты
  • Примечания:
  • 1) – класс опасности ОПО присваивается в момент регистрации объекта в Едином реестре опасных производственных объектов.
  • 2) – если для объекта применимы несколько классов опасности, то такому объекту присваивается наивысший из возможных классов опасности. 

ОПО I-IV классов опасности регистрируются в Едином реестре опасных производственных объектов. На эксплуатацию опасных производственных объектов 1, 2, 3 классов опасности необходимо получать лицензию.

Для ОПО I и II классов опасности в обязательном порядке разрабатывается декларация промышленной безопасности и система управления промышленной безопасностью.

Компания «ТЕХНОКОНС» оказывает профессиональные услуги по идентификации и регистрации опасных производственных объектов.

Несмотря на кажущуюся простоту этих действий, многие организации, занимаясь этим самостоятельно, допускают ряд существенных ошибок, что, в конечном счете, может значительно усложнить дальнейшую эксплуатацию ОПО и получение лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности.

Чтобы узнать стоимость и сроки оказания услуг по регистрации ОПО и лицензированию деятельности по их эксплуатации обратитесь к менеджерам «ТЕХНОКОНС» по бесплатной линии: 8 800 555-70-16

Источник: http://technoconsgroup.ru/industrial-consulting/157-klassifikaciya-opasnyh-proizvodstvennyh-obektov.html

Аттестация по промышленной безопасности: изменения вступят с 1 января 2019 года

29 июля подписаны изменения в порядок аттестации работников сферы промышленной безопасности, который утверждён в Федеральном законе от 29 июля 2018 года №271-ФЗ. Поправки вступают в силу с 1 января 2019 года.

Данная информация предназначена слушателям курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

Изменения в аттестации по промышленной безопасности коснулись 4 документов

Изменения коснулись положений четырех федеральных законов, которые затрагивают вопросы подготовки и аттестации работников в области обеспечения безопасности на гидротехнических сооружениях и объектах электроэнергетики, а именно:

  • Изменён Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • Изменён Федеральный закон от от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;
  • Изменен Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
  • Дополнен Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Что изменилось в законе №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» с 1 января 2019 года?

Изменен пункт 1 статьи 6, где из видов деятельности в области промышленной безопасности исключена подготовка и переподготовка работников опасного производства в необразовательных учреждениях. По-прежнему к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся:

  • проектирование,
  • строительство,
  • эксплуатация,
  • реконструкция,
  • капитальный ремонт,
  • техническое перевооружение,
  • консервация и ликвидация опасного производственного объекта;
  • изготовление,
  • монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
  • проведение экспертизы промышленной безопасности.

Удалён седьмой абзац из пункта 2 девятой статьи. Появилась новая статья под номером 14.1.

О чём гласит новая статья в законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»?

В водимой статье строго предписывается работникам опасных производственных объектов (согласно статье 6) получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности 1 раз в 5 лет. По этому пункту Правительство разработает предписания, где будет указано, какие конкретно категории работников должны проходить курсы повышения квалификации.

Первичная и внеочередная аттестация работников в области промышленной безопасности

Ее нужно обязательно проходить не позднее 1 месяца при

  • назначении на соответствующую должность;
  • переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;
  • заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

Порядок прохождения внеочередной аттестации определяется Правительством РФ (Ростехнадзором).

Общие требования к проведению аттестации в области промышленной безопасности

Аттестация подразумевает проверку знаний требований промышленной безопасности по той или иной области (отрасли).

Процедура аттестации проходит либо в комиссии Ростехнадзора, либо в аттестационной комиссии при организации, которая осуществляет деятельность в области промышленной безопасности. Определённая категория работников проходит аттестацию только в Ростехнадзоре.

Лица, не прошедшие аттестацию, не допускаются к работе на опасных производственных объектах.

Что изменяется в законе №117 «О безопасности гидротехнических сооружений» с 1 января 2019 года?

Здесь появилась новая статья под номером 9.1. Она предписывает работникам и руководителям подтверждать свои знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений 1 раз в 5 лет с помощью прохождения аттестации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений.

Кто должен проходить аттестацию по промышленной безопасности в сфере гидротехнических сооружений?

К ним относятся работники и руководители, которые осуществляют профессиональную деятельность, связанную с

  • проектированием,
  • строительством,
  • капитальным ремонтом, 
  • эксплуатацией,
  • реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений.

Работники данной сферы должны проходить аттестацию при комиссиях, сформированных федеральными органами исполнительной власти (Ростехнадзоре).

Что изменяется в законе от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике»?

Здесь также появилась новая статья под номером 28.1, гласящая о необходимости прохождения аттестации работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики 1 раз в 5 лет.

Ее должны проходить работники и руководители, в отношении которых в соответствии со статьей 29.

1 настоящего Федерального закона осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, и которые осуществляют

  • профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок,
  • профессиональную деятельность, связанную с реализацией функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

Эти специалисты должны подтверждать знания требований к безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.

Что изменилось Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»?

Здесь появился пункт 3 в части 7 статьи 76, который определяет, что типовые дополнительные профессиональные программы в области промышленной безопасности опасных производственных объектов утверждаются Ростехнадзором по согласованию с МЧС России.

Скачать Федеральный закон от 29 июля 2018 года №271-ФЗ «О подтверждении компетентности работников опасных производственных объектов»

Источник: https://www.snta.ru/press-center/attestatsiya-po-promyshlennoy-bezopasnosti-novyy-poryadok-vstupaet-s-1-yanvarya-2019-goda/

Ссылка на основную публикацию